Введение в образовательную программу объединения « Юный натуралист»

БОУ ОО  ДОД «Орловская станция юных натуралистов»

Структурное подразделение в п. Нарышкино Урицкого района

Орловской области

 

 

 

 

Конспект занятия:

Введение в образовательную программу объединения

«Юный натуралист»

 

 

 

 

Разработала: педагог дополнительного образования

Сеина М.В.

 

                                                                   

 

                         

2012  год

 

 

Цель:  познакомить   обучающихся   с программой   объединения « Юный натуралист»

Задачи: познакомить  обучающихся с образовательной  программой «Юный натуралист», заинтересовать ребят посещать  данное объединение, расширить кругозор, развивать мышление, воспитать экологическую культуру посредством участия  в экологических конкурсах, акциях, мероприятиях.

Оборудование: Таблица «  Юный натуралист» (Путешествие по станциям), кроссворд « Грибы», иллюстрация старичка-лесовичка, сундучок с вопросами, видеосюжеты, компьютерные игры, модель цветка « Цветик-семицветик», игра « Экологические знаки», научно-популярная литература, плакаты.

 

Ход занятия

Здравствуйте, ребята!

Зовут меня  Сеина  Маргарита Владимировна. Я буду вести у вас  кружок

« Юный натуралист». Сегодня мы с вами проведем первое занятие, которое называется « Введение в образовательную программу». Наше занятие  пройдет в виде игры-путешествия по станциям.

Станция  № 1  – Осень в природе

Изучая эту тему. Мы познакомимся с осенними явлениями в природе, подготовкой животных к зиме. Научимся составлять коллекции листьев деревьев, кустарников, семян цветочно-декоративных культур.

Перед ребятами выставляется сундучок  с вопросами. ( Дети выходят и вытаскивают вопросы из сундучка).

 

Вопросы волшебного сундучка: 

1.Что происходит с деревьями осенью? (Изменяется окраска листьев, начинается листопад).

2.Как влияют осенние явления на жизнь животных? (насекомые прячутся в почву, под коряги, перелетные птицы улетают на юг, медведи, барсуки, ежи, лягушки готовятся к зимней спячке, белки, сойки, мыши делают запасы на зиму, зайцы, горностаи, белки изменяют цвет шубы.)

3.Какие птицы прилетают к нам на зиму?

( Птицы тайги и тундры – снегирь, свиристель, пуночка, чиж, чечетка)

4.Какие грибы вы знаете? Как правильно собирать грибы? ( Белый гриб, подосиновик, подберезовик, опята, лисичка, груздь, масленок) Грибы нужно знать, так как среди съедобных грибов могут быть ядовитые. Грибы нужно аккуратно срезать острым ножом, чтобы не повредить грибницу. Ядовитые грибы нельзя топтать, т.к. ими лечатся звери.

Игра « Съедобный и несъедобный гриб»

( Педагог показывает грибы, если гриб съедобный, дети хлопают в ладоши, если ядовитый – сидят молча.)

Давайте отгадаем кроссворд « Грибы»

 

 

П.

О

М

Г

Л

У

А

О

Б

И

Х

Н

П

О

Д О

С

И Н

О

В И

К

Я

Р

И

М

А

Т

О

Ч

О

А

В

К

Р

И

И

К

 

  1. Я в красной  шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту

Зовусь я ….             (Подосиновик)

 

2. Нет грибов дружней, чем эти

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу

Как веснушки на носу

( Опята)

  1. И под старою сосною

Где склонился пень-старик

Окружен своей семьею,

Первый найден ……(Боровик)

  1. Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом,

Очень дружные сестрички

Золотистые ……..    (Лисички)

  1. Этот  гриб  нам всем знаком:

С кружевным воротником

Он стоит на белой ножке

Среди травки  у дорожки.

В белый модненький горох

Подарить хотел я маме,

Но она сказала: « Ох»

Хоть красив он на вид,

Но для нас он ядовит.

( Мухомор)

  1. Не привыкла  нравиться

Кто съест меня – отравится.

( Поганка)

 

Ребята, давайте отдохнем

Физкультминутка

И так, мы сейчас отправимся в путешествие в осенний лес. Солнышко заходит, солнышко заходит, солнышко заходит), дети закрывают глаза, кладут головы на парты).

Давайте представим, что мы идем по осеннему лесу, а под ногами разноцветный ковер. Глядите красный фонарик-это листик уронила осинка, дальше – желтая звездочка-её подарил клен, а у пруда  ивушка рассыпала золотистые рыбки-листочки-узкие, длинные. Солнышко всходит, Солнышко всходит, Солнышко всходит), дети поднимают головы, открывают глаза). Вдруг подул сильный ветер, деревья закачались (размахивают руками). Ударил гром (хлопают в ладоши). Пошел дождь (стучат пальцами по столу). Скоро дождь кончился, и у нас стало свежо, как в осеннем лесу после грибного дождичка.

 

Продолжаем наше путешествие

Станция № 2  –« Уголок живой природы»

Живой уголок-это уголок природы в школе и дома. В живом уголке обитают различные животные, растут комнатные растения.

В живом уголке могут обитать грызуны, птицы, пресмыкающиеся. Земноводные, рыбы, насекомые, моллюски.

 

Одним из обитателей живого уголка является сирийский хомячок.

Хомячки легко приручаются и прекрасно размножаются в неволе. Сирийский хомячок может жить в любом помещении, кроме деревянных клеток. Кормят хомячков  зернами пшеницы, овса. Ячменя, белым хлебом, овощами, фруктами, листьями одуванчика, семечками. Хомячки-мирные, добродушные. Доверчивые животные. Хомячки нуждаются в постоянном общении. Надолго предоставленные себе, они дичают, при протягивании к ним руки становятся в угрожающую позу и шипят.

Давайте посмотрим видеосюжет о жизни хомячков в уголке живой природы.

Продолжаем наше путешествие, следующая станция № 3

Природа зимой.

На занятиях этой темы мы познакомитесь с сезонными явлениями, научитесь определять деревья и кустарники в безлистном  состоянии, следы животных на снегу, познакомитесь с жизнью диких животных зимой, необходимостью их охраны.

 

Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (на доске появляется изображение старичка-лесовичка). Правильно, это старичок-лесовичок, он живет в лесу и следит за порядком. Он вам принес письмо, в котором есть вопросы , на которые вам предстоит ответить

Вопросы  письма старичка – лесовичка:

  1. Где зимой находятся насекомые? (насекомые  зимой оцепенели,

спрятались под коряги,  корни деревьев, под корой, в щели домов)

 

  1. Какие лесные животные делают запасы на зиму?

( Мыши, полевки, белки, сойки, кедровки)

 

3.Каких зимующих птиц вы знаете?

( Ворона, голубь, воробей, синица и др.)

 

4.Все зайцы  зимой белые?

( нет, у зайца – русака спина остается серая)

 

5.Какие звери зимой спят?

( Еж, медведь, лягушки, змеи, ящерицы, барсук, сурок, суслик, енот)

 

6.Растут ли деревья зимой?

( Нет. Зимой они не питаются, не растут. Как бы погружаются в сон, т.к. зимой мало влаги, света, питательных веществ)

 

Ребята, давайте отдохнем.

Физкультминутка

Белым снегом все покрыло (руки в стороны и вверх), и деревья и дома (руки в стороны), свищет ветер легкокрылый (ножницы), здравствуй зимушка – зима (руки в стороны). Вновь для птиц кормушки ставят

( руки вверх), насыпают в них корма (руки вниз), здравствуй, зимушка-зима.

 

Станция № 4  – Охрана и привлечение птиц зимой

Мы рассмотрим образ жизни птиц зимой, способы подкормки птиц, правила изготовления кормушек. На доске вывешиваются плакаты:

« Корма для зимней подкормки птиц», « Типы кормушек»,

« Зимующие птицы».

На занятиях нашего кружка мы научимся изготавливать кормушки, систематически проводить подкормку птиц, вести наблюдения за птицами зимой.

Давайте отгадаем, о каких зимующих птицах идет речь.

  1. Черный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор. ( Дятел)

  1. Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять.         ( Снегирь)

 

  1. Голубая спинка, рыженький бочок

По стволу осинки за скачком скачок.

( Поползень)

  1. Длиннохвоста. Белобока, и зовут её ….

( Сорока)

  1. Что за птица? Вся в наперстке поместится?

А зимой на соснах он

Свистит синицам в тон.

( Королек)

 

Продолжаем наше путешествие

Станция № 5  – Весна в природе.

На занятиях этой темы мы познакомимся  с весенними явлениями в природе, жизнью животных весной, пробуждением растений от зимнего сна,   прилетом птиц, научимся узнавать птиц по голосам,  выращивать овощные, цветочные культуры.

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает

Вправо, влево наклоняет

Раз-наклон, два-наклон,

Зашумел листвою клен.

 

Большое значение на занятиях кружка мы будем уделять вопросам охраны природы, она пройдет красной нитью через все наши занятия. Как вести себя в природе, я думаю, вы знаете. А проверить ваши знания поможет игра « Светофор». Я вам раздам кружочки, которые с одной стороны  красные, с другой-зеленые. Я вам буду зачитывать ситуации, если вы считаете, что в   ней поступили правильно, показываете зеленый кружок, если неправильно, то-красный.

Ситуации:

  1. Грибник нашел  один боровик, а потом разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки (Красный – грибник погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет, значит, грибов здесь больше не будет)

 

  1. Сережа взял фоторужье и пошел в лес охотиться. Как вы считаете, как поступил Сережа?

( Зеленый – фотоохота разрешена в любое время  года, главное – не шуметь и не причинять вреда лесу.)

3.Ребята увидели в траве птенца, не умеющего летать, они поискали в траве гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. ( Красный – Птенцов нельзя уносить из природной среды, выкормить в домашних условиях очень трудно, выращенные в неволе птенцы не приспособлены к жизни в природе)

 

4. Юннаты сделали кормушки и развесили их в саду школы, каждый день подкармливали птиц (Зеленый – Ребята поступили правильно, птицы нуждаются в нашей помощи)

 

5.Ребята пошли на экскурсию в лес. На лесной дорожке они увидели  мухоморы. Ваня наступил и раздавил грибы. ( Красный — Этого делать нельзя, мухоморами лечатся  звери.)

Существуют экологические знаки, напоминающие о правилах поведения в природе. Эти знаки вы можете сами придумать, нарисовать  и помесить в классном уголке, школьной газете.

Сейчас я вам раздам экологические знаки, рассмотрите         внимательно     и    можете оставить    их себе.

Итак, сегодня мы познакомились с темами программы « Юный натуралист». Программа нашего кружка рассчитана  на 3 года обучения. Приходите к нам на занятия, и вы узнаете ещё много интересного, увлекательного. Ждем вас.

 

 

Литература:

1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. — М.: Академия , 1999.

2.Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.- ЦГЛ, Сервисшкола, Москва-Ставрополь, 2002.

3.Давыдова М.М. Развивающие игры для детей. — М.: Аквариум, АСТ, 2000

4.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск: Аскар, 2001.

5.Петросова Р.А.,Голов В.П.Методика обучения естествознания и экологическое воспитание в начальной школе. — М: Академия, 2000.

6.Цветкова И.В. Экологический светофор для младших школьников. М.: педагогическое  общество России, 2000.